Доллар

Не так давно наша страна объявила экономический курс, который предусматривает отказ от расчетов в американских долларах. Причиной служит экономическая безопасность, а также политическая необходимость. Отметим, что желание поменять установленные правила и отказаться от долларов, появилось не сегодня. Этой идее уже не один десяток лет. Однако осуществить это в те годы было вовсе не возможно. Американская экономика сохраняла непоколебимость. Сейчас же ситуация немного изменилась. На международной арене появились новые игроки – уровень развития экономик Китая и Европы, уже стал сопоставим с их заокеанским партнером. Конечно, существует еще много проблем, без решения которых, занять доминирующее положение невозможно. Но все же часть рынка они могут легко приспособить под свои нужды.

Доллар

Но тогда почему этого не происходит? Даже обладая очень сильной экономикой, имея стабильные показатели, страны не спешат превращать свои деньги в универсальную мировую валюту. Это существенно ослабит позиции и сделает уязвимой систему к новым внешним факторам. К тому же, чем крепче валюта, тем менее конкурентной становится экспортная продукция. С другой стороны, введенные санкции поставили Россию перед необходимостью искать безопасные схемы расчетов. Например, американские санкции сильно ударили по торговле оружием Индии и России, при этом зависли платежи за оружие и оборудование стоимостью более 2 млрд долларов, в том числе за такие проекты как ремонт арендованной атомной подводной лодки INS Chakra

Первым заметным шагом в попытке обеспечить себе экономическую безопасность, проводя операции минуя американскую финансовую систему, стал отказ от оплаты в долларах за поставки оружия.

Выбор рынка оружия неслучаен. Это очень специфическая сфера торговли, в которой у нашей страны еще неплохие позиции. Россия все еще входит в тройку лидеров по объему продаж военной техники в мире. Речь идет не только о стрелковом вооружении, но и о крупной и сложной технике, такой как передвижные ракетные комплексы. И вот Россия начинает договариваться с странами-партнерами о заключении новых, долгосрочных контрактов, в отличной от доллара валюте. Усилия по преодолению разногласий по российским оборонным сделкам из-за санкций США привели к тому, что расчеты в нацвалютах являются единственным выходом, но странам трудно найти банковские учреждения, через которые можно провести такие платежи. Крупные банки опасаются вызвать гнев США и отказываются от обработки таких транзакций. Например, переговоры между Россией и Индией о расчетах по системе рубль-рупия идут с лета 2018 г. Стороны так и не смогли найти банк. Изначально в качестве обслуживающей организации предлагали банки Сингапура, но они отказались. Банки Индии также не стали брать на себя ответственность, предложив выполнение «почётной миссии» Сбербанку. Что характерно, российский Банк No 1 от предложения отказался. Кредитные организации полагают, что новые сделки, вероятно, столкнутся с более пристальным вниманием со стороны банковской системы, на которую воздействуют санкции США. Тем более, торговля с Россией составляет менее 2 процентов товарной торговли Индии, хотя обе страны имеют давние дружеские отношения, но рисковать остальными 98% Дели не готов.

Вторым камнем преткновения в такой сделке, будет соглашение о системе расчетов. Иными словами, нужно будет определить, в рублях или, скажем, в юанях, будет расчеты и как будет считаться курс валют.

Индия и Россия

Конечно, если между нашими странами налажен сбалансированный товарооборот, то это в принципе не является проблемой. Можно договориться о том, что техника в Китай продается за рубли, а китайские товары покупаются за юани. Но как быть, если Китай покупает оружия, допустим, на 10 миллионов долларов, а продает в Россию продукцию на 70 млн? Конечно, можно договориться о паритете – половина товарооборота в юанях, половина – в рублях. Кто будет считать и что Китаю делать с «лишними» рублями? Конечно, любую валюту можно конвертировать. Вот только не напрямую, а через одну из общемировых валют. Значит, Китаю придется продавать лишние рубли за доллары или евро, потом покупать юани. Это потери денег на сам процесс конвертации и переводов. Компенсировать эти потери предстоит одной из сторон. Значит будет меньшая прибыль от сделок. Возможно, это одна из причин, почему Китай отказался от «дедолларизации». Пекин, конечно, не против расчетов в юанях, но рубли ему не интересны.

Не случайно, в отечественных СМИ, бодро рапортующих о расчетах в национальных валютах, нет конкретики. Вы не найдете, какая из стран заключила контракты в российских рублях, на каких условиях, какой банк обслужит сделку. Частично это можно объяснить секретностью оружейных контрактов, а может проблема в том, что российские рубли этим странам не нужны. Тем более, СМИ стран-контрагентов не столь оптимистичны.

Так что можно сделать вывод что в лучшем случае торги проводятся в национальных валютах стран, покупающих оружие. Но, возможно, что все победные новости о дедолларизации не более чем фейк.

Добавить комментарий

Вам также понравится